Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Листая прессу

Будущее требует решительности

15.11.2012
Борис Титов

Бизнес-омбудсмен Борис Титов — о том, какие реформы должно проводить правительство

Бизнес продолжает уезжать из страны. По самым скромным расчетам, отток капитала на конец года может составить 0 млрд. Уезжают самые инициативные и профессиональные. Среди главных причин — неопределенность. Согласно данным опроса российских компаний, именно неопределенность экономической политики правительства 39% респондентов назвали среди отрицательных факторов развития бизнеса. Она заняла «почетное» третье место после высоких налогов и сокращения спроса.

Нужны серьезные решения по улучшению условий для ведения бизнеса в стране. И уже не косметические, а стратегические.

И дело уже не в деловом климате, в этом смысле в результате путинских «дорожных карт АСИ» ситуация сдвинулась с мертвой точки. Но кому нужны быстрые разрешения на строительство или эффективная работа таможни, если в стране просто невыгодно работать, если разница между совокупным налогообложением бизнеса в России и в Казахстане превышает 30%, тарифы на энергетику сравнялись с американскими, а процентные ставки по кредитам самые высокие во всем цивилизованном мире?
К сожалению, внятного решения этой проблемы мы от правительства не слышим.

Один пример — вчера президент принял решение отложить принятие пакета по пенсионной реформе до 2014 года.

Почему так вышло?

Если совсем кратко — Стратегия реформы пенсионной системы, которую в конце октября правительство представило Владимиру Путину, — документ весьма спорный и большинством бизнес-сообщества критикуется.

Для бизнеса, как будет работать пенсионная система, вопрос далеко не праздный, потому что именно бизнес, и, что важно, в основном средний перерабатывающий бизнес, является основным источником пополнения Пенсионного фонда. Ведь ПФР содержится за счет страховых взносов, в прошлом ЕСН, которые оплачивают предприниматели.

И от того, какого они размера, каков порядок их начисления и взимания, зависит экономика этого бизнеса, прибыльность, возможность развития.

Когда в 2011 году увеличили ставку страховых взносов до 34% (сейчас благодаря протестам бизнес-сообщества они снижены до 30%), доля зарплат в конвертах (по данным «Деловой России») к маю 2011-го вернулась к состоянию начала нулевых и выросла с 9% в 2010 году до 41%. В результате Пенсионный фонд не только не получил дополнительных доходов, но и проиграл. А с ним и вся экономика. Именно в 2011 году серьезно затормозился рост ВВП и реальной заработной платы.

В результате проблема пенсионной реформы так и не решилась, а бизнес серьезно пострадал, экономика опять ушла в тень.

Сегодня правительство опять выбирает косметический путь, который, по нашему мнению, не приведет к ликвидации дефицита ПФР, а в результате высока вероятность того, что, стремясь ликвидировать огрехи, опять пойдут простым путем, заставят заплатить бизнес, опять повысят социальные платежи (кстати, наверное, поэтому реформу предлагали запустить без рассчитанной пенсионной формулы, которую пообещали представить только следующим летом).

И первые признаки налицо: уже одобренное введение дополнительных ставок страховых взносов на вредных производствах — очередной удар по части бизнеса, но также далеко не решение проблемы.

 А последствия ошибки в такой сфере могут быть катастрофичными для страны.
Поможет ли последнее предложение правительства залатать дефицит ПФР, как видно, вопрос спорный.

А ведь альтернативные пути реформирования пенсионной системы предлагались!
С проработанным пакетом предложений выступила «Деловая Россия». Их суть сводится к разделению источников формирования пенсий для разных категорий граждан.
Лица моложе 1967 г.р. (этот барьер установлен при введении накопительной части пенсии) будут формировать исключительно накопительную пенсию через Пенсионный фонд.

А для содержания нынешних пенсионеров и лиц, которые скоро выйдут на пенсию, сформировать Фонд старших поколений и пополнять его доходами от приватизации госактивов, дивидендами нефтегазовых компаний, акцизными отчислениями на табак и алкоголь (а их стоило бы радикально повысить!)... да и поступлениями от налога на дорогую недвижимость, который уже столько лет не могут ввести. По расчетам, этого хватит вполне для того, чтобы выплачивать неработающим пенсионерам достойную пенсию. Возможно, это также выведет из летаргического сна правительственную программу приватизации.

Эти предложения позволяют сформировать достойные пенсии для тех, кто их уже получает, существенно повысить пенсионные накопления работающих граждан и, как следствие, их будущие пенсии, и одновременно снизить налоговую нагрузку на бизнес.
Но вопрос не только в пенсионной реформе и даже не в других отдельных реформах, которые необходимы стране,  — налоговой, денежно-кредитной, тарифной, развитии инфраструктуры, etc.

Нам нужна национальная программа развития несырьевого сектора, программа новой индустриализации, развития конкуренции, частного бизнеса и малого, и среднего, и крупного.

Тем более что у нас сложились, можно сказать, великолепные, практически уникальные возможности для экономического роста. Мы далеко не исчерпали потенциал привлечения инвестиций, «рост просто валяется под ногами»: у нас огромные незанятые ниши по импортозамещению, углублению переработки сырья, развитию высокотехнологичных производств, сельского хозяйства, транзитного потенциала России. И главное, у нас, в отличие от конкурентов, высокий внутренний спрос, который пока еще нам обеспечивает сырьевой сектор, который надо тоже всячески поддерживать. Страна финансово состоятельна и стабильна. Есть деньги и ресурсы, технологии и кадры — все, что необходимо для экономического рывка.

Но эта ситуация не будет длиться вечно, и шанс этот можно упустить. Чтобы этого не произошло, необходимо принимать стратегические решения, идти на риск. Очень важно настроить общественное мнение на необходимость реформ, заинтересовать инвесторов. При этом, конечно, надо хорошо просчитывать последствия, быть взвешенными и мудрыми. 

Во всех странах, которые добились успеха, в тяжелые периоды неопределенности правительство находило в себе силы перейти от дел мелких, текущих, к крупным, глобальным, принять стратегические решения и нести ответственность за их выполнение.

У нас, поскольку основная целевая задача уже сформулирована Путиным — создать и модернизировать в России за 20 лет 25 млн высокопроизводительных мест, да и основные направления реформирования не вызывают сомнений, осталось дело за малым, за политической волей. Наше правительство не должно упустить доставшийся ему исторический шанс. Оно просто обязано действовать решительно.

В противном случае Россия упустит выпавшую ей возможность стать мировым лидером с развитой современной экономикой и высоким уровнем жизни и навсегда останется на задворках цивилизованного общества. Ну и, конечно, в таком случае высоких зарплат и пенсий нашим гражданам просто не видать, как бы ни перераспределялись пенсионные отчисления.

 Автор — уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика