Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Листая прессу

Заявление Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» по результатам долгосрочного наблюдения подготовки выборов в Государственную Думу ФС РФ – 2003г.

26.11.2003
Заявление Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» по результатам долгосрочного наблюдения подготовки выборов в Государственную Думу ФС РФ – 2003г.

Ассоциация «Голос» продолжает долгосрочный мониторинг избирательной кампании в 30-ти регионах России: Алтайский Край, Астрахань, Владимир, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Кострома, Краснодарский край, Красноярский край, Липецк, Новосибирск, Москва, Омск, Пенза, Псков, Приморский край, Республика Карелия, Республика Татарстан, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Ставропольский край, Тамбов, Томск, Челябинск, Ярославль.

Основные направления деятельности

Ассоциации «Голос» в рамках мониторинга выборов:
- состав избирательных комиссий;
- мониторинг агитации в период избирательной кампании;
- наблюдение в день голосования.

Ассоциации «Голос» уже закончила сбор информации по составу окружных избирательных комиссий в 30 регионах. Краткий анализ собранной информации был представлен на пресс-конференции и в предыдущих заявлениях «Голоса».

Данный выпуск является третьим в серии распространяемых до дня голосования заявлений о ходе избирательного процесса. Он охватывает период с 11 октября по 11 ноября, который включает три стадии избирательной кампании:
- регистрация кандидатов (крайний срок 22 октября);
- формирование и работа участковых избирательных комиссий
- агитация.

Кроме того, в этот же период соответствующие избирательные комиссии утверждали тексты избирательных бюллетеней, заказывали их, передавали открепительные удостоверения в нижестоящие комиссии, начали их выдачу избирателям, проводили жеребьевку платного и бесплатного эфирного времени и печатных площадей, распределяли помещения для встреч с избирателями.


Регистрация кандидатов

Процесс регистрации кандидатов происходил с меньшим количеством инцидентов, чем на предыдущих выборах, по двум причинам: а) в новом законе четче прописаны положения о причинах отказа в регистрации, и б) впервые кандидатам, поддерживаемым политическими партиями, представленными в Государственной Думе, не пришлось собирать и предоставлять подписи в свою поддержку. Благодаря этим изменениям процесс регистрации был весьма упрощен, и, как следствие, возможности для фальсификаций и конфликтов на этой стадии избирательного процесса в значительной степени сократились.

Однако с точки зрения прописанных в законе равных возможностей участия кандидатов в выборах новый закон обеспечивает значительные преимущества кандидатам, которые идут от политических партий. Как уже было сказано, они имеют право не собирать подписи и не вносить залог в случае регистрации партии. Поставленные в более льготные условия по сравнению с другими кандидатами они получают преимущества по расходованию средств из избирательного фонда и возможности участия в выборах (т.к. в дальнейшем кандидаты от партий, используя вышеописанные преимущества, вступают в конкуретную борьбу с кандидатами-одномандатниками). Подобная ситуация фактически приводит к изменению первоначальной идеи формирования половины парламента по партийным спискам и половины по мажоритарному принципу.

Наблюдателями Ассоциации «Голос» отмечалось, что были нарушения закона при сборе подписей (сбор подписей в государственных учреждениях, на предприятиях по указанию вышестоящих руководителей). Подобная процедура сбора подписей дает преимущества кандидатам, имеющим в своем распоряжении административный ресурс.

В ряде регионов отмечено, что было отказано в регистрации кандидатам со ссылкой на закон, но при этом репрессивные меры были применены выборочно только к отдельным кандидатам. В Санкт-Петербурге отказ в регистрации был основан на незаконном основании, и понадобилось вмешательство ЦИК и решение Верховного суда о восстановлении прав кандидата.

В качестве особенности данной кампании на стадии регистрации можно отметить следующее: первоначально большое количество кандидатов, уведомивших о своем выдвижении, в итоге не подали документы на регистрацию. Основное объяснение – трудности со сбором подписей. Все кандидаты, прошедшие эту процедуру, подчеркивали слишком высокую планку количества подписей, необходимых для регистрации, и высокий избирательный залог. Подобные требования отсеивают около половины, а иногда и более кандидатов, и оставляют только обладающих высоким финансовым или административным потенциалом.

Определенные сложности были вызваны недостаточно четко прописанными процедурами по регистрации кандидатов от политических партий. Так, многие кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками и понадеявшиеся, что они будут зарегистрированы на основании регистрации списка своего избирательного объединения, опоздали с подачей документов в ОИК. Проблемы были связаны с тем, что Центральная избирательная комиссия приняла 17 октября 2003г «Разъяснение порядка применения п.6 ст.45 ФЗ РФ «О выборах депутатов ГД ВС РФ». Согласно этому Разъяснению, основанием для регистрации кандидата от партии является регистрация партии в ЦИК, а отсутствие регистрации партии является основанием для отказа в регистрации кандидата. Отметим первое изменение – в ФЗ речь шла о подаче документов, а не о регистрации. Кандидат от незарегистрированной партии, желающий продолжить борьбу, должен либо собрать 6000 подписей, либо предоставить залог в размере 900.000 рублей. Разъяснение было опубликовано 21 октября в «Российской газете». Крайний срок подачи документов от кандидата 18 часов 22 октября. Соответственно, у кандидата от незарегистрированной политической партии остаются сутки, чтобы ознакомиться с решением комиссии и собрать подписи или деньги. У кандидата-самовыдвиженца на сбор подписей или денег было 1,5 месяца.

Примеры:

- 1 ноября ОИК 154 Сызранского округа г.Самара принял решение об отказе кандидату Г.Н.Еремееву, в то время как выдвинувшая его партия была зарегистрирована ЦИК накануне 31 октября. Формально его партия действительно не была зарегистрирована 22 октября, однако, еще раз напомним, ФЗ требовал к этому сроку не регистрации, а подачи документов. Суд первой инстанции отказал кандидату в рассмотрении дела по причине «неподведомственности», сославшись на соответствующее решение Верховного суда.

- В Тюмени нынешнему депутату Государственной Думы Владимиру Бондарю было отказано в регистрации по причине того, что зарплата его помощнику выплачивалась не из официального фонда предвыборной кампании депутата. Такого рода практика, будучи незаконной, является типичной для избирательной кампании действующих депутатов и административных работников.


Работа избирательных комиссий

Ассоциация «Голос» одной из своих задач в рамках мониторинга выборов поставила оценку прозрачности и открытости работы избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия предоставила всем регионам отдельные страницы на основном сайте ЦИК. Однако систематическое размещение информации о ходе избирательного процесса и работе комиссии скорее исключение, чем правило...

Официально было подано небольшое количество жалоб на отказ избирательных комиссий предоставить открытую по закону информацию о кандидатах и членах комиссии. Однако в ходе встреч кандидатов и представителей НКО с активистами «ГОЛОСа» постоянно озвучиваются жалобы на отсутствия доступа к подобным данным. Документального подтверждения подобных фактов нет, как и нет официальных жалоб, основное объяснение отсутствия жалоб: «Это все равно ничего не изменит».

В ряде регионов окружные избирательные комиссии до сих пор не позволяют наблюдателям «ГОЛОСа» (аккредитованным как корреспонденты газеты Ассоциации «ГОЛОС» «Гражданский ГОЛОС») посещать заседания комиссии (Волгоград, Томск, Екатеринбург). Некоторые комиссии не публикуют необходимую информацию о своих членах, либо публикуют ее избирательно.

Примеры:

- Наблюдатель «ГОЛОСа» в Татарстане столкнулся с трудностями, пытаясь узнать, когда и где избирательная комиссия будет проводить свое заседание. Как объяснили члены комиссии, они и сами не владеют этой информацией.

- Один из членов окружной избирательной комиссии в Костроме, Альбина Сукало, два месяца пыталась получить информацию о средствах на эти выборы, которыми располагает данная комиссия. Ни председатель соответствующей комиссии, ни председатель региональной избирательной комиссии не смогли ответить на ее постоянные запросы.

- В Челябинске председатель ОИК Старостина признала деятельность клуба «Честная игра», организованного местным отделением «Голоса», предвыборной агитацией.

На заседаниях клуба собираются представители СМИ, неправительственных организаций, политические аналитики, которые обсуждают ход избирательной кампании. На основе жалоб, поступающих на горячую линию «Голоса», составляется запрос в окружную избирательную комиссию о рассмотрении нарушений по поступившим жалобам. ОИК вместо разбирательств конкретных жалоб фактически запретила деятельность клуба. Центральный офис «Голоса» направил в ЦИК обращение с просьбой разобраться в данной ситуации, ЦИК перенаправил обращение в комиссию Челябинской области. Данный факт подтверждает опасения «Голоса», что общественность полностью исключается из избирательного процесса.


Агитация

По сравнению с предыдущими выборами в Государственную Думу интенсивность кампаний значительно снизилась, хотя с середины октября можно отметить некоторое оживление в ходе кампании. На этом этапе избирательного процесса достаточно заметны злоупотребления, связанные с использованием должностного положения отдельными кандидатами. Это злоупотребление проявляется, помимо прочего, в использовании транспорта, различного оборудования, использования подчиненных, иногда помимо их воли, как неоплачиваемой из избирательного фонда рабочей силы, и неофициальной финансовой поддержке. Наиболее значительными фактами в этом плане становятся злоупотребления административными привилегиями на всех уровнях и извлечение выгоды от использования собственности государства, находящейся в распоряжении чиновников.

Примеры:

- В Костроме г-н Сард Сардаров, местный кандидат по одномандатному округу, после регистрации в качестве кандидата был назначен советником по экономике губернатора Костромской области. Это назначение стало неожиданным и, как полагают, имело своей задачей продвинуть г-на Сардарова в его предвыборной борьбе. Учитывая тот факт, что данная должность не подпадает под категорию «А» государственных служащих, назначение не является незаконным (закон о выборах РФ запрещает должностным лицам категории «А», исполняющим свои обязанности, участвовать в предвыборной кампании), однако представляет собой явный случай предоставления преимуществ отдельному кандидату.

- В Барнауле (Алтайский край) Владимир Рыжков, кандидат от одномандатного округа и действующий депутат Госдумы от Барнаула, провел обучающий семинар для государственных служащих на тему подготовки бюджета. Ни один из других кандидатов не был ни оповещен об этом событии, ни приглашен на него, как того требует закон о выборах относительно проведения мероприятий в общественных местах.

- На страницах "Алтайской правды" и на сайте "Барнаул on-line" опубликована статья под заголовком "Алтайские "единоросы" принимают активное участие в благотворительных акциях, приуроченных к Всероссийскому месячнику пожилого человека". В частности рассказывается о том, что в Залесовском районе Алтайского края (Бийский одномандатный избирательный округ №37) местное отделение партии "Единая Россия" совместно с районным комитетом по социальной защите объявили благотворительную акцию по сбору вещей, продуктов питания для пожилых людей. "Одним из первых - секретарь Политсовета местного отделения партии "Единая Россия" предприниматель Сергей Фефелкин выделил муку, другие продукты питания, транспорт для перевозки топлива пожилым людям. А ранее оказал материальную помощь для организации горячего питания 4-м учащимся местной школы из неполных и неблагополучных семей".

- В Барнауле жители постоянно обнаруживают в почтовых ящиках газету, с информацией о деятельности В.Рыжкова и призывами голосовать за него. Информация о том, что выпуск газеты тиражом 220.000 экз. оплачен из фонда кандидата, отсутствует.

- В Липецке г-н Афендулов, кандидат от одномандатного округа, избрал государственный медицинский исследовательский институт ГМЛК как площадку для выдвижения своей кандидатуры. Объявление происходило в присутствии заместителя губернатора, мэра Липецка и других чиновников, которые выступили с речами в его поддержку.


СМИ

Во всех регионах корреспонденты «Голоса» фиксируют начало активной агитации в СМИ, несмотря на то, что согласно действующему законодательству агитация в СМИ возможна только с 7 ноября.

Из-за жестких юридических правил и внутренней цензуры СМИ были фактически исключены из участия в избирательном процессе, в результате чего было ущемлено право граждан на получение информации о выборах. Конституционный суд постановил, что статья закона, ограничивающая деятельность средств массовой информации в период ведения избирательной кампании, все-таки является неконституционной. Данное решение позволило СМИ начать более полное освещение хода выборов.

Несмотря на жесткие правила и сжатые временные рамки, некоторые кандидаты смогли получить доступ к СМИ, в особенности к печатным, до определенного законом срока 7 ноября. Явные преимущества были на стороне кандидатов, поддерживаемых администрацией.
Избирательные комиссии в ряде случаев фактически представляют интересы администрации: довольно либерально относятся к нарушениям со стороны государственных и муниципальных СМИ, предъявляя претензии к негосударственным СМИ. Кроме того, в Омске зафиксирован пример прямого воздействия администрации через созданную комиссию по информационным спорам.

Примеры:

- Ушедший в отпуск губернатор Красноярска А.Хлопонин, используя служебное положение для получения бесплатного эфирного времени, активно обсуждает в СМИ вопросы, связанные со строительством метрополитена в Красноярске («Комсомольская правда. Красноярск» от 22.10.2003)

- Региональная избирательная комиссия Владимира инициировала судебное дело против газеты «Молва», которая, по мнению комиссии, нарушила закон 18 раз. Данное дело сейчас находится на рассмотрении в суде. По наблюдениям наших корреспондентов и поданным в областную избирательную комиссии и окружные избирательные комиссии заявлениям подобные нарушения характеризуют также другие СМИ, в том числе подконтрольные администрации. Однако к ним претензий со стороны комиссии практически не было.

- В Ярославле избирательная комиссия вынесла предупреждение газетам «Советская Ярославия» и «Золотое кольцо» относительно пристрастного отношения к кандидату от коммунистов И.Макушка, пока еще не передавая дело в суд. Однако та же самая избирательная комиссия игнорирует многочисленные статьи, опубликованные в ярославской региональной прессе о профессиональных достижениях Е. Заяшникова, члена Совета Федерации и нынешнего кандидата в депутаты на выборах в Госдуму, и Р.Поповича, председателя комиссии по местному развитию при администрации Ярославской области, также являющегося кандидатом по одномандатному округу.

- Региональные СМИ в Тамбове опубликовали несколько статей о Фонде по региональному развитию, возглавляемым И.Васильевым, кандидатом в депутаты. Фонд был создан непосредственно перед началом выборов.

- В Тамбове газета «Советская Россия» была сурово наказана за критику профессиональной деятельности одного из кандидатов, И.Коваль, председателя комиссии по социальной политике Городской Думы. Треть тиража этого выпуска газеты была конфискована, а распространители были задержаны милицией. В данный момент дело находится на рассмотрении в суде.

- В Приморском крае один из государственных каналов в обход требованиям закона о предоставлении бесплатного эфирного времени в наиболее рейтинговое время, оставляет прайм-тайм для платной рекламы. В Карелии время для бесплатного выступления кандидатов также не является наиболее рейтинговым.

- В Омске была создана комиссия по информационным спорам для участия в решении вопроса о привлечении к ответственности СМИ. Комиссия на 100% состоит из сотрудников органов и учреждений государственной власти, только 20% ее участников являются членами избирательной комиссии. Руководителем этой рабочей группы назначен заместитель председателя облизбиркома Ю.Яковлев, 4 месяца назад возглавлявший отдел по местному самоуправлению Администрации Омской области.


Новые технологии в избирательном процессе.

На данном этапе избирательной кампании не обошлось без курьезов.

- В Рязанской области по округам № 149 и 150 зарегистрированы кандидаты с фамилиями Кпрф Сергей и Кпрф Светлана. При этом оба кандидата поменяли свои фамилии незадолго до выборов.

- В Ярославльской области кандидат «Против всех» попросил бесплатное эфирное время для агитации. В роли кандидата выступил житель города Ярославля А. Чернов. С подобной просьбой он обратился в областную избирательную комиссию. Он посчитал несправедливым, что зарегистрированный кандидат имеет право на бесплатную агитацию, в то время как на агитацию кандидата «Против всех» время не предусмотрено. А.Чернов ссылается на статью 12 Гражданского Кодекса РФ. Чернов также отметил, что «данная воля народа отражена в избирательном бюллетене, и избирком обязан учесть интересы избирателей, проследить за выделением времени для данной категории избирателей на жеребьевке». В удовлетворении жалобы жителю г.Ярославля А.Чернову было отказано. А.Чернов уже подавал в сентябре жалобу в областную избирательную комиссию. Тогда он посчитал, что пропорциональная система выборов нарушает его права как гражданина России, в том числе и потому, что в партийных списках преобладают жители Москвы, а следовательно, жители других регионов представлены в законодательном органе в значительно меньшей степени, что нарушает конституционный принцип равенства граждан и равного представительства.


Рекомендации

1) Внести норму права, запрещающую совмещать одновременно выполнение функций чиновника категории «А» и участника избирательной кампании, в том числе идущего по спискам политической партии. Такой пробел в законодательстве РФ позволяет проводить агитационные мероприятия лицам, которым такая агитация запрещена в соответствии с пп. Б п.7 ст.48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

2) Расширить перечень случаев злоупотребления служебным или должностным положением, установленный п.5 ст.40 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

3) Исключить возможность участия органов и лиц, не имеющих полномочий в рамках избирательного законодательства РФ, в решении вопроса о привлечении к ответственности СМИ.

4) Изменить законодательства в отношении СМИ для обеспечения более полного информирования граждан об избирательном процессе.

5) Проводить конкурсное распределение мест для наружной рекламы среди кандидатов и партий в связи с ограниченностью разрешенных мест.

6) Уменьшить необходимые для регистрации кандидатов сумму денежного залога и количество собираемых подписей.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика