Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Листая прессу

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ, комментирует свой доклад "Модернизация экономики и система ценностей" на IV международной научной конференции "Модернизация российской экономики: социальный контекст", орг

05.06.2003
Евгений Ясин
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ, комментирует свой доклад "Модернизация экономики и система ценностей" на IV международной научной конференции "Модернизация российской экономики: социальный контекст", организованной Высшей школой экономики.

О.БЫЧКОВА: Передо мной ваша книга, которая вышла в ГУ-ВШЭ "Модернизация экономики и система ценностей" - это доклад к четвертой международной научной конференции под названием "Модернизация экономики России. Социальный контекст", которая прошла в апреле нынешнего года. Буквально две цитаты с первой страницы: "Мировой опыт показывает, что Запад обладает наиболее продуктивной системой ценностей, и это обуславливает его лидерство в развитии и процветании", и второе положение: "Традиционные русские ценности во многом привлекательны, но в целом низкопродуктивны, в значительной степени отражают отношение архаичного общества с аграрно-феодальной экономикой и иерархической структурой власти", - это вы пишете о нас сегодняшних, и о нашем месте в мировой экономической системе. Не слишком ли рискованные заявления?

Е.ЯСИН: Во-первых, рискованные заявления обладают одним свойством – они привлекают внимание, и заставляют задуматься. Поскольку я уже не буду избираться в депутаты, и мне не очень важно иметь популярную репутацию, и рейтинги на меня давно не составляют, поэтому я могу позволить себе такого рода высказывания. Но на самом деле суть вопроса проста - мы хотим жить хорошо. Президент Путин обращается к нам с требованием и призывом удвоить объем ВВП, и в течение 10 лет поддерживать темп роста на уровне 7-8% в год. Вопрос – а мы можем это сделать, и какие факторы могут содействовать или препятствовать этому развитию? Все время возникает вопрос - почему на Западе, который многие у нас не любят, люди живут хорошо, процветают, и бедность там совершенно другая, чем у нас, да и бедных мало, а мы, хоть и тщимся показать, что мы не хуже, что мы европейская культура, живем плохо, - давайте говорить откровенно, - и никак не можем догнать. У нас со времен Петра Первого все время попытка преодолеть отставание. Почему, и какую роль здесь играет не просто труд, капитал, оборудование, природные богатства, а свойства, которыми обладают люди в нашей стране. Чем мы отличаемся от европейцев, от японцев, и т.д. Есть такое представление, которое разделяется большинством социологов, культурологов, в меньшей степени экономистов, потому что они как раз любят обращать внимание на железки, собственность, и всякие такие вещи - производственные отношения, если говорить в марксистских терминах. Так вот, наши коллеги говорят, что очень важную роль играют ценности, культура в широком смысле - т.е. совокупность неформальных институтов, представлений, привычек, и т.д. Так вот, - те высказывания, которые вы процитировали, как раз выражают эту суть, эту сторону нашей жизни. В значительной степени, если мы внимательно изучим опыт западных стран, мы обратим внимание на то, что там большинство населения, в особенности, в Северной Европе и в США, люди разделяют продуктивную систему ценностей. И эта система ценностей, которая очень часто связывается с протестантской этикой, способствует процветанию людей, и одновременно способствует процветанию государства. У многих из нас такое впечатление, что она нам не подходит, потому что это индивидуализм, активность, стремление к материальным ценностям. И в противовес этому очень многие поклонники российских традиционных ценностей говорят, что это нам не подходит, потому что для России, для русских в большей степени характерны духовные ценности, и мы только на второе место ставим ценности материальные, мы не хотим толкаться локтями, не хотим быть индивидуалистами, мы скорее склонны к коллективизму, к артельности. И действительно, во многом это так. Но для меня, почему я и занялся этим вопросом – принципиально важно не хорошо это или плохо. Я экономист, и для меня важно – содействует или не содействует данная система ценностей развитию страны и благосостоянию граждан. Потому что мы можем быть щедрыми, широкими, не жадными, и вообще у нас масса достоинств, - но способствует это или не способствует развитию? И я поставил перед собой задачу выяснить, что и как у нас в плане системы ценностей. Анализ российской системы ценностей мы проведем в другой раз, а сегодня я скажу о международном опыте и международных исследованиях. Несомненно то, что лидерство в положительном влиянии системы ценностей на процветание нации имеет Запад, США, Европа – теперь не только северная, но и католическая, потому что в католической Европе, южной Европе, произошли очень большие перемены – в значительной степени вся система ценностей стала более современной. Но есть отрицательные примеры. Вот такой пример я привожу в своем докладе, рассматривая Латинскую Америку. Она во многих отношениях, можно сказать, похожа на нас. Там как бы такое отношение к труду – как к бремени, наказанию. Это не совсем то же, что и у нас, но сейчас мы говорим про них. У них считается так – если человек работает, то значит он мучается для того, чтобы заработать на жизнь после этого. Он начинает жить только тогда, когда уже отработал, и вечерком сел с кружкой пива или бутылкой вина, и до 2 часов ночи он будет гулять и петь, - вот это счастье. А работа и богатство не имеют значения. Во-вторых, это необычайная гордость – каждый человек думает о том, что он, прежде всего, должен защищать свое собственное достоинство. И наконец, - то, что у них называется "фэмилизм" – от слова "семья" - у них это разделение общества на кланы, и разная этика по отношению к членам своего клана и по отношению к тем, кто принадлежит другим кланам. Грубо говоря, так, - свой: по отношению к своему я должен быть благородным, искренним, честным. А по отношению к другим – не обязательно. Если я получил власть, - а у него и в клане желание получить власть, - то после этого я могу позволить себе все. Леонард Харрисон, на которого я часто ссылаюсь, писал по этому поводу так: "Если вы сомневаетесь в том, что в Латинской Америке власть используется для обогащения, вы просто проверьте, был ли хоть один лидер латиноамериканской страны, который ушел со своего поста бедным?" Такого не было. Потому что там принято – власть - это способ разбогатеть. И этим пользуются. И самое интересное, что и люди, которые этой власти подвластны, с этим соглашаются. У них такие ценности. И вот, что интересно: в Латинской Америке было предпринято много усилий для того, чтобы обеспечить высокие темпы развития, чтобы они догнали передовые западные страны. Казалось бы – 20 лет Бразилия имела очень высокие темпы экономического роста, училась делать автомобили, сегодня она выпускает среднемагистральные самолеты, которые с удовольствием покупают во многих странах. И все равно она по показателям ВВП на душу населения находится в середине списка – не в числе высокоразвитых процветающих стран. И то же самое мы каждый раз слышим – проблемы в Аргентине, Колумбии. Короче говоря, можно сказать так, как пишет Харрисон: "Иберийско-католическая система ценностей, принятая в Латинской Америке, не способствует развитию". Другой, положительный пример - Восточная Азия: Япония, Корея, в последнее время Китай и Вьетнам, которые отказались от коммунистической модели, и идут по модели догоняющего развития, и добились колоссальных успехов. У нас такое представление – давайте возьмем за основу, используем этот опыт. Но вот интересно то, что нельзя этого сделать.

О.БЫЧКОВА: У нас нет такого количества китайцев в стране.

Е.ЯСИН: Они в чем-то похожи на латиноамериканцев - там тоже общество достаточно архаичное, и в основе своей феодальное, там тоже крестьянские хозяйства, помещики-латифундисты. Но там другая этика, там так называемая "конфуцианская этика, рисовая культура", т.е. при очень большом трудолюбии, при очень большой склонности к тому, чтобы тщательно, систематически делать свою работу, - очень строгая иерархия, формализм отношений в обществе: старшие господствуют над младшими, начальник – над подчиненными, - тоже специфическая скованность. Но одновременно, - дисциплина, стремление к знаниям, и т.д. Итог. Накануне скачка, который происходил в Восточной Азии, и начинался с Японии, на самом деле что произошло – огромный запас технических достижений на Западе, который можно было купить в виде лицензий, и поставить рабочую силу, скованную этими отношениями, этой системой ценностей, чтобы они начали производить продукцию. Они освоили эту продукцию. И оказалось, что на фазе индустриализации эта система великолепно работает. Но мы в прошлый раз говорили насчет трудностей в Германии, а сейчас Япония – она тоже уже больше 10 лет находится в весьма трудном положении. Потому что наступило время постиндустриального общества, и в этом постиндустриальном обществе те ценности, которые позволили раньше японцам добиться успехов, а сегодня еще позволяют и китайцам, - они уже не работают. Нужно другое – свобода, изобретательность, раскованность, но это все должно быть в новом обществе, основанном на знаниях и интеллекте, в котором старые структуры и ценности не годятся.

О.БЫЧКОВА: Очень спорную и дискуссионную тему начал Евгений Ясин – особенности национальных экономик, модернизация экономики и система ценностей, что происходит в разных странах, - мы продолжим эту тему, и обязательно будем говорить и о России.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика