Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Листая прессу

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ, тема беседы: послание президента Федеральному Собранию.

14.05.2003
Евгений Ясин
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ, тема беседы: послание президента Федеральному Собранию.

О.БЫЧКОВА: Послезавтра все ожидают послания президента РФ Федеральному собранию. Это событие, которое повторяется каждый год, традиция пошла от президента Ельцина. Можно сказать, что и до этого каждые 5 лет глава государства и партии выступал с большими докладами. Где подводились итоги и намечались перспективы. Что такое послание президента Федеральному собранию сегодня? Можно ли это считать церемониальным жестом, или это доклад, от которого можно ждать каких-то важных вещей, в котором присутствует реальное содержание?

Е.ЯСИН: Судя по тому, сколько времени его готовят, и насколько уже отложили его презентацию, - больше, чем на месяц, - можно думать, что авторы хотели вложить в него большое содержание. Но я начал бы отвечать на ваш вопрос, что это идет не от выступления генеральных секретарей, а для новой демократической России это идет от послания президента США к Конгрессу о положении страны. Должен сказать, что я с большим уважением отношусь к этим американским посланиям, потому что это толстая книжка, которая потом выходит и становится доступной всем в США, и где действительно исчерпывающим образом рассматривается положение дел в стране с разных сторон. Я так думаю, что наши тоже хотели поначалу сделать что-то похожее. Но во-первых, не так много чего было писать тогда, когда эта традиция зарождалась, точнее, пришлось бы писать много неприятного, а Борис Николаевич нормальный человек, ничто человеческое ему не чуждо, поэтому ему тоже не нравилось читать и писать всякие неприятные вещи. Поэтому у нас формат, учитывая и то, что президент был нездоров, и что ему было трудно выступать, превратили в небольшой текст - 50-80 страниц, во-вторых, его устное изложение укладывалось в 40-50 минут. Поэтому это уже было другое содержание. Надеюсь, что мы еще догоним Америку по этому показателю, и я буду заглядывать в наши издания, для того, чтобы узнать самые выверенные, самые точные цифры, характеризующие развитие российской экономики. Но пока я бы сказал так, что ни разу мне не приходилось почувствовать, что послание президента содержало такие существенные вещи, которые бы надолго определили политику страны, стратегию развития, и т.д. Как-то так получалось, - на мой взгляд, - что назавтра, или через неделю появлялись какие-то новые проблемы, новые заботы, те заботы, которые были в послании президента, уходили на второй план, и через год уже только перед самым новым посланием вспоминали, что, собственно, президент говорил в последний раз, и можно ли ему предъявить претензии за то, что он не сделал, или правительство не сделало то, что было в то время.

О.БЫЧКОВА: Мне кажется, что формулировки часто бывают такие обтекаемые, что и претензий предъявлять не к чему.

Е.ЯСИН: Да, но это и свидетельствует о том, что это послание чаще всего бывает не столько формулой заявления, сколько формулой умолчания. Потому что вы высказываетесь туманно, когда вы не хотите выразиться определенно и четко, какие цели вы перед собой ставите, какие средства будете применять, и т.д. Это способ, я бы сказал так, - не врать. Вот я не знаю, или может быть скрываю от вас, что я собираюсь на самом деле делать, - потому что вам это не понравится, или по другим причинам, - поэтому я облеку свои идеи в такие формулы, что потом я смогу всегда перед вами благополучно отчитаться, сказать – ну, я же говорил. Поэтому как бы до сих пор, - это я включаю и послание президента Путина, - я не могу вспомнить, чтобы без специального анализа у меня появлялась нужда в том, чтобы сравнить, что сделано, и послание президента. Я понимаю, что такая нужда появляется у правительства, у администрации президента, они смотрят, что было раньше, чтобы не повториться, или усилить выражения, и т.д. Но на жизни страны, на развитие экономики это, по-моему, никогда серьезного влияния не оказывало. Теперь, насколько мне известно в отношении последнего послания – специалисты, экономисты, политологи высказывают такие суждения, что в этот раз ситуация будет обстоять иначе. Во-первых, прошло три года президентства В.Путина, уже через год с небольшим президентские выборы, и явно, что нового послания до президентских выборов не будет. Поэтому мы должны рассматривать это послание президента как некое заявление уже с изложением политики или программы, с которыми президент потом пойдет на выборы. Эта мысль мне понятна, но я подозреваю, что все-таки Путину рано выступать с предвыборной платформой. Скорее, речь пойдет о том, чтобы он выразил свое отношение к тем проблемам, которые являются злобой дня сегодня. С этой точки зрения я могу сказать так, что у меня есть свой список этих проблем. Подозреваю, что у Путина другой список. Значит, я наверняка смогу оценить послание высоко только в том случае, если в нем будут содержаться ответы на те вопросы, которые возникают у меня. А если там будут содержаться ответы на вопросы, - я говорю о своей оценке, - на те вопросы, которые интересуют правительство, администрацию президента, полпредов президента и т.д., то это, я думаю, не заинтересует меня, а также и большинство сограждан.

О.БЫЧКОВА: Ваш список вопросов – длинный?

Е.ЯСИН: Не очень. Но я хотел бы, предположим, знать, будет ли политика президента, - я это подчеркиваю, - потому что у нас правительство формируется президентом, и спрашивать с Касьянова то, что надо было бы спрашивать с Путина, как сейчас это часто делают, - мне это кажется абсолютно бессмысленным. Вот Касьянов должен отвечать перед Путиным, а не перед народом. А Путин должен отвечать перед народом. У меня вопрос – в предстоящий год-два будет ли президент Путин проводить политику, которая будет реализовать стратегические интересы России в части развития экономики? Я подразумеваю, - будут ли продолжаться реформы, и не только продолжаться, - осуществляться структурные, институциональные реформы, которые необходимы для того, чтобы обеспечить нормальное развитие страны, ее процветание в будущем, или мы будем оглядываться на текущие проблемы, говорить о том, что вот эти проблемы нельзя решать перед выборами, а эти нельзя решать после выборов. Конкретно этот вопрос выражается в том, будет ли президент добиваться от правительства, чтобы в его документах были завышенные показатели темпов экономического роста, или нет? Или он будет требовать от них того, чтобы они добросовестно выполняли свою работу и говорили о том, что действительно может быть, если мы будем осуществлять какие-то необходимые меры. Продолжение этого вопроса – согласится ли он на осуществление необходимых мер, даже в том случае, если они непопулярны? Например, - вся Европа стоит на ушах из-за пенсионных реформ – Франция, Германия, другие страны. У нас этот вопрос стоит гораздо более остро, чем там. Но они уже публично ведут кампанию, уже подвергаются нападкам руководителей Франции и Германии со стороны профсоюзов.

О.БЫЧКОВА: Во Франции вчера почти 2 млн. человек участвовали в протестной акции.

Е.ЯСИН: Да. И в какой-то момент президент Путин должен сказать – нам это необходимо, и мы это проведем. Проведем так, чтобы живущие ныне пенсионеры не пострадали, но тем не менее это нам необходимо сделать в течение ближайших 2-3 лет, потому что без этого мы реально не можем снизить налоговое бремя для нашей промышленности, экономики, и стало быть, под вопросом находятся перспективы развития страны. Поймите меня правильно – я не требую от президента, чтобы по поводу пенсионного возраста он выразился именно за несколько месяцев до выборов. Он переждет, и правильно сделает. Но есть и другие вопросы - почему после его заявления о том, что мы нуждаемся в более амбициозных темпах роста, Минэкономразвития стало повышать прогнозы? Что это – "не с чем ехать на пленум"? – как когда-то говорили? Мы все-таки должны трезво смотреть на задачи нашей экономики. И, кроме того, я считаю, что для нас принципиально важно сегодня создать экономику, которая могла бы нормально развиваться как свободная рыночная экономика. А у нас этого нет. И мы продолжаем принимать половинчатые решения. Второй вопрос моей повестки для президента - добьется ли он того, чтобы на государственные решения не влияли интересы крупных финансово-промышленных групп, - будем говорить так. Я не знаю, - у меня такое ощущение, что это влияние постоянно сказывается. Скажем, мне непонятна судьба пенсионной реформы – почему вдруг оказалось, что нам приходится откладывать решение, почему вдруг оказалось, что большая часть пенсионного фонда останется в руках государства, что соответствующая пропагандистская кампания проведена не будет, и так далее? Вот теперь давайте посмотрим, что скажет президент. Вот если в послании президента будут обвинения в адрес Касьянова по поводу того, что он плохо работает, и не выполнил какие-то обещания, а после этого Касьянов нападет на Грефа, а в отсутствии Грефа нападет на Дмитриева, и снимет его с работы, и скажет, - вот, господин президент, я выполняю ваши указания, и повышаю уровень дисциплины, - я буду считать, что это не только не на пользу, а во вред. Вот так.

О.БЫЧКОВА: Уже в пятницу мы узнаем, что содержится в послании президента.

Е.ЯСИН: Я прошу прощения за излишнюю резкость, думаю, Владимир Владимирович меня извинит.

О.БЫЧКОВА: И это был Евгений Ясин, - как всегда, в среду, вечером, на "Эхе".





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика