Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Кому повысит зарплату президент?

08.09.2005
Овчарова Лилия
На совещании в Кремле президент Путин обозначил приоритеты социальной политики до 2008 года в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве. Уже в следующем году это потребует более 100 миллиардов рублей из федерального бюджета. Об эффективности заявленных социальных программ и сложностях в их осуществлении – комментарий директора научных программ Независимого института социальной политики Лилии Овчаровой.

Пока что вчерашнее выступление президента в большей степени походит на подготовку к предвыборной кампании 2008 года, чем на план действий в социальной сфере. Исходя из этого, надо и оценивать сделанные заявления. Судя по всему, цель президента заключалась в привлечении внимания общественности к программе власти в связи с предстоящими выборами. И данная цель была достигнута. Если же говорить о возможности реализации заявлений президента, то возникает достаточно много вопросов.

Во-первых, средства на реализацию социальных программ, о которых говорил президент, – это более 100 миллиардов рублей из федерального бюджета. А финансирование образования и здравоохранения сейчас относится к бюджетам региональным. Если предполагается, что эти деньги будут выделены из федерального бюджета и методом межбюджетных трансфертов переданы в регионы, то можно поздравить правительство, которое последние пять лет путем реформ упорно боролось с негативным эффектом многочисленных трансфертов между бюджетами различных уровней. Так, одной из основных задач административной реформы было четко определить полномочия федерального и региональных бюджетов, чтобы распределять налоговые поступления строго в соответствии с полномочиями. И с точки зрения эффективности доведения ресурсов до потребителя предложение это действие совершенно неправильное.

Более того, принятый в прошлом году закон № 122 передал полномочия начисления заработной платы врачам и учителям на региональный уровень. В связи с этим, честно говоря, не очень понятно, зачем сначала вызывать серьезные социальные риски через передачу нефинансируемых важнейших социальных полномочий на региональный уровень, а спустя год пытаться передать субъектам Федерации такой огромный трансферт на те же нужды.

Во-вторых, у нас нет внятного законодательства, которое бы оговаривало механизмы межбюджетных трансфертов. Разумеется, пока еще рано говорить, что именно они будут использованы для передачи этих ресурсов врачам и учителям, но в настоящий момент я просто не вижу другой схемы. А значит, без соответствующего законодательного оформления эти трансферты будут осуществляться путем переговоров между ветвями власти. То есть наверняка получится как обычно: с одними регионами договоренности будут достигнуты – с другими нет, кто-то получит межбюджетный трансферт – до кого-то он не дойдет. И пока мы не знаем, будут ли в числе получателей этих денег именно те субъекты Федерации, где ситуация с выплатой заработной платы самая сложная.

Президент говорит о повышении заработной платы и ученым. И этот вопрос решить легче всего, поскольку Российская академия наук, по крайней мере, относится к федеральному мандату, и выделенные ресурсы, по крайней мере, могут использоваться уже сейчас в рамках прозрачных финансовых отношений, определенных законодательством. Но и здесь повышение зарплаты не будет эффективным без предшествующей реструктуризации исследовательского сектора. Отраслевая и фундаментальная наука уже не может существовать в нынешнем состоянии. Кроме того, следует отдавать отчет, что РАН работает не так много людей, чтобы повышение их доходов привело к заметным улучшениям в уровне жизни населения.

Очевидно, что в ближайшее время даже выделенные деньги из федерального бюджета не смогут способствовать существенному повышению уровня заработной платы в бюджетном секторе, если следом не будут приняты законы, которые фактически повернут предшествующие реформы вспять. Нам придется вернуться к тому, что заработная плата учителей и врачей относится наполовину к региональным бюджетам, наполовину к федеральному, а установленная президентом планка минимального дохода в размере 10000 рублей для врачей, 5000 для медсестер и 10000 для учителей, будет финансироваться из федерального бюджета, тогда как остальное будут докладывать регионы. И это лишь в очередной раз докажет всю непоследовательность действий власти, которая, повторю, только в прошлом году приняла очень сложный и противоречивый закон, который ликвидировал федеральные обязательства в отношении финансирования заработной платы врачей и учителей. В настоящий момент исключением является лишь очень узкая федеральная компонента, к которой относятся высшие учебные заведения и медицинские учреждения федерального значения, а именно – крупные центры и лечебные учреждения администрации президента. И было бы вдвойне странно, если бы президент решил поднять заработную плату только работникам этого сектора.

Так что вчерашнее выступление президента пока представляется скорее неким лозунгом и декларации. Вспомним, что в свое время и Борис Николаевич Ельцин тоже начинал свою предвыборную кампанию с подобных заявлений о повышении заработной платы в бюджетном секторе. Однако сколько тогда не рассуждали о том, к чьим финансовым полномочиям следует отнести этот процесс, заработок «бюджетников» так и не повышался.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика