Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Экономика новой Украины

02.02.2005
Спустя чуть больше недели после вступления в должность нового президента Украины Виктора Ющенко стали очевидными коренные изменения в экономической политике страны. Так, одним из первых действий Ющенко на посту президента стал пересмотр итогов приватизации крупных предприятий, проведенных бывшим украинским президентом Леонидом Кучмой. О первых шагах президента Ющенко и дальнейшей экономической политике его кабинета – комментарий эксперта Института экономики переходного периода Сергея Жаворонкова.

Действия нового президента Украины осуществляются в полном соответствии с его предвыборными обещаниями. В ходе избирательной кампании Виктор Ющенко говорил, что результаты так называемых «предвыборных продаж», когда за суммы, существенно ниже предложений конкурентов, государственное имущество уходили в руки близких Леониду Кучме и Виктору Януковичу предпринимателей, а зачастую и просто их родственников, как в случае с зятем президента Виктором Пинчуком. Так произошло с компанией «Криворожсталь» и с холдингом «Укррудмет». Те, кто осуществлял эти покупки на фактически прямых продажах, изначально были прекрасно осведомлены о, мягко выражаясь, сомнительной юридической чистоте совершаемых сделок.

Надо понимать, что речь не идет о конфискации собственности. Украинская власть долго выбирала между двумя возможными вариантами. Первый вариант – схема так называемых «доплат», предлагаемая некоторыми экономистами. Она известна со времен правительства лейбористов в Великобритании, которое заставляло выплачивать определенные суммы в государственный бюджет собственников приватизированных предприятий, не выполнявших инвестиционных обязательств. В украинском варианте новым владельцам предприятий предлагалось бы доплатить разницу до максимальной суммы, предлагавшейся конкурентами на аукционе. Так, максимальная сумма, выставленная за «Криворожсталь» российской компанией «Северсталь», составляла более 1,2 млрд долларов, в то время как холдинг Пинчука и Ахметова приобрел это предприятие всего за 800 млн. Замечательно, что украинская власть пошла другим путем, потому что в случае «доплат» всегда возникает два вопроса. Кто определяет рыночность цены, если продажа предприятия проходила в нерыночной и неконкурентной обстановке? И будет ли эта доплата последней?

Второй вариант – схема возвращения приобретателем внесенных средств с последующей продажей на открытом конкурсе – гораздо больше устроит инвестиционное сообщество, в частности, российский бизнес. Напомню, что заинтересованность в приобретении «Криворожстали», кроме «Северстали», заявлял «ЕвразХолдинг». Здесь можно провести аналогию с ситуацией в России 1996 года, когда после президентских выборов Борис Ельцин в полном соответствии с законом имел возможность вернуть суммы, уплаченные в ходе залоговых аукционов – менее 1 млрд долларов за все нефтяные активы и «Норильский никель» – и продать эти активы повторно на открытом конкурсе. К сожалению, тогда этого не было сделано. Отсюда и те проблемы с правами собственности, которые мы наблюдаем сегодня.

Ключевым показателем инвестиционной привлекательности Украины сегодня является продекларированная новым президентом неприкосновенность собственности и неприкосновенность личности. Совершенно очевидно, что отток капитала из России будет нарастать в связи с тем, что российская власть проводит политику ничем не обоснованного и немотивированного грабежа и экспроприации. Однако в Швейцарию вывозить деньги могут далеко не все, да это и не очень выгодно – низкая норма прибыли, возможные вопросы от придирчивых западных налоговых органов. Зато появление рядом с Россией ответственного режима с культурно близким населением, с еще более дешевой рабочей силой, но при этом с гарантированными правами личности и собственности, не сможет ни привлечь российский капитал. Поэтому в ближайшей перспективе Украина будет существенно выигрывать в инвестиционной конкуренции с Россией.

При этом возможных рычагов давления России на Украину не существует. Те санкции, которые Россия могла бы выдвинуть против Украины, она уже применила. Я имею в виду антидемпинговые и квотные процедуры в отношении украинской трубной промышленности. Любые попытки повысить тарифы для Украины за прокачку энергоносителей будут компенсированы аналогичным повышением транзитных тарифов за экспорт нефти и газа, как это было в Белоруссии, ведь альтернативы украинскому трубопроводу в силу недостатка мощностей просто не существует. Кроме того, нельзя не учитывать, что у украинских предпринимателей незначительные активы в России, в отличие от российского бизнеса на Украине, который во времена Кучмы не всегда вел себя честно. Например, холдинг «Русский алюминий» не выполнил инвестиционных обязательств по Николаевскому глиноземному заводу, которые накануне выборов прежняя украинская власть просто списала.

В целом же украинская экономическая политика будет отличаться курсом на интеграцию с Европой при возможном создании таможенного союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Правда, я не верю, что этот союз будет долгосрочным из-за деструктивной позиции Белоруссии и Казахстана, которые исторически используют свои границы как таможенные дыры в Россию, устанавливая низкие пошлины относительно российских на десятки, а то и сотни наименований товаров, как это делается в Белоруссии. Другой отличительный момент экономической политики нового правительства – ее либеральность. Оно будет проводить курс на дебюрократизацию экономики, на ограничение контролирующих и надзорных функций государства, что уже вошло в одни из первых указов Виктора Ющенко, на приватизацию, снижение налогов и социальных расходов.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика