Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

С либеральной точки зрения

Ближневосточная Америка

17.11.2003
Конгресс США призвал президента Буша к отставке министра обороны. Почти ежедневно в Ираке происходят теракты и вооруженные столкновения. Американское общественное мнение все больше склоняется к тому, чтобы признать внешнюю политику США неэффективной. Причины сложившейся ситуации и перспективы ее развития анализирует заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин.

26 конгрессменов-демократов призвали к отставке министра обороны США Доналда Рамсфелда за крупные ошибки в планировании и проведении военной кампании в Ираке и за введение общественности в заблуждение относительно успехов США в послевоенном обустройстве Ирака. Этот призыв естественен в обстановке резкого увеличения числа диверсий и терактов в Ираке и соответственного роста числа погибших и раненых среди военнослужащих возглавляемой США коалиции и иракцев, которые сотрудничают с оккупационными властями. В то же время очевидно, что отставка Рамсфелду реально не угрожает. Президент Буш по-прежнему доверяет своему ключевому сотруднику. В то же время Буш заявил о корректировке иракской стратегии США.

Сразу после завершения крупномасштабных боевых действий в Ираке Вашингтон и его критики спорили относительно того, кто должен играть ведущую роль в послевоенном устройстве этой страны – США или ООН. Американцы, реально контролировавшие ситуацию, настояли на своем лидерстве. Сейчас они озабочены тем, чтобы начать процесс передачи власти иракцам. Ошибка США состояла не в том, что они вовремя не поделились властью с ООН. Авторитет всемирной организации в Ираке невысок, а эффективность ее работы наверняка была бы ограничена спорами между отдельными государствами. Ошибка была в другом. Американцы фактически дисквалифицировали иракскую политическую элиту, отстранили ее от участия в новых органах управления.

Ставка на эмигрантов и демократически настроенных технократов обернулась тем, что суннитское меньшинство, из которого в прошлом рекрутировалась правящая верхушка, превратилась в среду, в которой диверсанты и террористы чувствуют себя в безопасности. Можно проводить сколько угодно карательных рейдов, можно заимствовать израильскую тактику уничтожения домов, в которых жили террористы. Но при этом необходимо иметь в виду, что каждый рейд и каждый взрыв дома увеличивают число потенциальных фидайинов или потенциальных бомбистов-смертников. Причем не только среди иракцев, но и среди других арабов, которые смотрят на Феллужду и Тикрит как на новую Газу.

В этих условиях американцам необходимо не столько ускорять конституционный процесс формирования новой иракской власти, сколько начать делать то, к чему они должны были приступить на следующий день после падения Багдада – поиску авторитетных (т. е. неподконтрольных США) партнеров для соуправления, а затем – управления Ираком. В апреле-мае достаточно было бы сказать, что неприемлемыми с точки зрения США партнерами являются только те 55 ближайших сподвижников Саддама (и, естественно, он сам), которые были включены в пресловутую колоду карт. Остальные, включая рядовых членов и руководящих сотрудников партии «Баас», могли бы рассчитывать на приглашение включиться в политический процесс – разумеется, наряду с другими иракскими группами, прежде всего шиитами и курдами.

Лозунг демократизации Ирака привлекателен в США, но в реальной действительности он «провисает». Американцам следовало бы стараться прежде всего привлечь на свою сторону иракских националистов, демократизируя их, насколько это возможно, в процессе сотрудничества. Ирак сохраняет возможность превратиться в локомотив модернизации Ближнего и Среднего Востока – наряду с Ираном и будущим Палестинским государством. США, в чьих интересах сокращение базы исламского экстремизма и терроризма, могут помочь этому. Но чтобы быть «частью решения», а не «частью проблемы», США должны глубоко проанализировать политику на иракском, иранском и израильско-палестинском направлениях с точки зрения эффективности этой политики и ее перспектив.

Бомбисты и партизаны не победят американскую армию. Но если общественное мнение в самих США разуверится в продуктивности линии администрации на Ближнем и Среднем Востоке, искушение ограничить издержки и вывести войска из Ирака может оказаться непреодолимым. Преждевременный уход США из Ирака означал бы катастрофу регионального и даже глобального масштаба. Силы, проявившие себя 11 сентября 2001 года, смогли бы говорить о победе и получили бы возможность вербовать многочисленных новых сторонников. Поражение США в Ираке поставило бы под вопрос операцию НАТО в Афганистане и стабильность тамошнего режима. Можно было бы долго говорить о последствиях для Египта и Пакистана, Саудовской Аравии и Центральной Азии.

Торжествовать экстремистам, однако, рано. Джордж Буш убежден в необходимости серьезной и трудной борьбы с терроризмом, и следовательно – длительной вовлеченности на Ближнем и Среднем Востоке. Оккупировав Ирак, Америка стала по сути ближневосточной страной. Раз так, то ей пора отходить от нормативных представлений о демократии и инициировать реальный политический процесс. Требование отставки Рамсфелда – предвыборный шаг оппозиции. Пентагон, однако, не может эффективно выполнять роль ведущего органа в деле реконструкции Ирака. Похоже, в Вашингтоне начинают осознавать это.





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика