Просим внимания! Вы находитесь на страницах архивной версии сайта. Перейти на новый сайт >>

Поиск по сайту:

Сделать стартовой страницей

Публикации

Кому полезны низкие налоги

23.02.2001
Распространенные мнения о характере взаимоотношений предприятий с бюджетом гласят: предприятия не платят в бюджет потому, что в условиях повальных неплатежей им просто выгодно не делать этого; снижение налоговой нагрузки автоматически ведет к увеличению инвестиций и производства; усиление налогового администрирования повышает собираемость налогов. Наши данные свидетельствуют о том, что каждая из этих зависимостей далеко не столь однозначна, а в некоторых случаях приведенные утверждения не соответствуют действительности.

Ситуация со сбором налогов в последнее время существенно улучшилась. Об этом говорят и официальная статистика, и результаты независимых обследований. Похоже, что этот перелом тесно связан с упрочением финансового положения производителей за последние полтора-два года.

Это же подтвердили и данные специального обследования 100 промышленных предприятий, проведенного "Российским экономическим барометром" (РЭБ) в конце 2000 г.

В группе "хороших" налогоплательщиков, т.е. предприятий, не имеющих просроченной задолженности государству (а таких в выборке оказалось около одной четверти), доля финансово благополучных (оценивших свое текущее финансовое положение как хорошее или нормальное) составила, около 60%, в то время как в группе "плохих" налогоплательщиков их было 40%.

Несколько неожиданные результаты получены при сравнении производственно-хозяйственных показателей предприятий двух групп. И для "хороших", и для "плохих" налогоплательщиков характерны примерно одинаковые наполненность портфеля заказов (70% и 73% соответственно) и показатели запасов готовой продукции (78% и 72% от нормального уровня).

С другой стороны, среди "хороших" налогоплательщиков выгодные инвестиции осуществили за последние два года 65% респондентов, а среди "плохих" менее 40% предприятий. Впрочем, пока трудно сказать, успешная ли инвестиционная деятельность приводит к нормализации платежей в бюджет или, наоборот, отсутствие
проблем с платежами в бюджет ведет к более активной и успешной инвестиционной деятельности.

Как выяснилось, структура платежей в бюджет сильно зависят от структуры платежей между предприятиями. Так, если в 2000 г. предприятия, не имеющие просроченной задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды, осуществляли 90% своих расчетов с контрагентами в денежной форме, то и расчеты с государством производили на 88% тоже в денежной форме. У предприятий - "плохих" налогоплательщиков денежная составляющая в расчетах двух видов тоже была примерно одинаковой, около 70%.

В качестве одного из способов борьбы с просроченной задолженностью нередко рассматривают финансовые проверки со стороны различных госорганов. Однако, как показали результаты нашего исследования, частота проведения, таких проверок слабо влияет на аккуратность платежей. Небольшая разница в этом показателе, наблюдавшаяся в 1998-1999 гг., к 2000 г. полностью сошла на нет.

Анализ структуры капитала предприятий показал наличие другой ярко выраженной зависимости: чем большая доля сосредоточена в руках крупнейшего собственника, тем исправнее предприятие платит налоги. Так, если в группе "хороших" плательщиков в бюджет доля крупнейшего собственника составила около 41%, то в группе "плохих" налогоплательщиков - 24%.

Интересный результат дала попытка оценить ожидаемую реакцию предприятий на гипотетическое изменение налоговых ставок Один из главных выводов состоит в том, что позитивный - в смысле увеличения выпуска - ответ на снижение налоговых ставок последует далеко не от всех производителей.

Например, при снижении ставки налога на прибыль на 5 процентных пунктов доля предприятий, не реагирующих увеличением выпуска, составляет 53%. Если на 5 процентных пунктов снижается НДС - то 36%, и для отчислений во внебюджетные фонды - тоже 36%. В анкету был включен вариант больших налоговых послаблений, а именно двухлетние налоговые каникулы. В этом случае число инертных предприятий, как и следовало ожидать, уменьшается, но все равно остается весьма существенным. Например, если каникулы относились к налогу на прибыль, то инертная масса предприятий была равна 47% выборки, если речь шла об НДС - 28%, а если о внебюджетных фондах - не менее 23%.

Как правило, инертными оказывались предприятия с плохими хозяйственными показателями. Так, в группе инертных загрузка производственных мощностей ниже, чем у остальных. У них же на 100-300 руб. была ниже среднемесячная зарплата. Но самое главное, намного хуже их финансовое состояние. В группе инертных считают свои предприятия финансово благополучными лишь 44% респондентов, а в противоположной - 70%.

Похожие результаты получены и для инвестиций. При уменьшении налогообложения прибыли доля предприятий, не реагирующих приростом инвестиций, составляет около 40%. Причем в группу инвестиционно инертных входят предприятия, находящиеся в особо бедственном финансовом положении. Достаточно сказать, что 3/4 руководителей, считают реальным банкротство своих предприятий в ближайшие один-два года или
не решаются отрицать такой вариант развития событий. И всего 1/4 уверены, что банкротство им не грозит. Относительный уровень просроченной задолженности (всех типов) в инвестиционно инертной группе примерно в шесть раз выше, чем у остальных предприятий.

Если говорить об инвестиционно активной группе, то ее реакция на налоговые послабления ожидается весьма существенной: примерно в два раза более сильной, чем у выпуска. Так, например, если объем производства при двухгодичной отмене налога на прибыль вырос бы на 1/4, то объем капитальных вложений - наполовину.

Но это если мерить в темпах прироста. Если же учесть сравнительную величину выпуска и капитальных вложений, то легко прийти к выводу, что, случись завтра налоговые послабления, российские предприятия среагировали бы на них в первую очередь приростом выпуска и в меньшей степени приростом инвестиций.


Сергей Аукуционек - директор РЭБ


Александра Батяева - заместитель директора РЭБ


Данное исследование было поддержано Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию США (USAID). Точка зрения, отраженная в данном материале, может не совпадать с точкой зрения фонда или агентства.

 





комментарии ()


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
Rambler's
	Top100
Яндекс.Метрика