Закрыть окно 

29.02.2000

Доклад "Экономическая стратегия России на первое десятилетие XXI века", Часть 2


Введение



Сейчас, особенно с разворачиванием кампании по выборам Президента Российской Федерации дискуссии на тему об экономической стратегии России вновь привлекли интерес общества. Мы считаем чрезвычайно полезным выработку долгосрочной стратегии экономической политики на правительственном уровне, а также обсуждения этой проблематики в неправительственных институтах.
Настоящий доклад представляет взгляд Фонда "Либеральная миссия" на экономическую стратегию России в первое десятилетие ХХI века.



1. Оценка ситуации



ХХ век был, наверное, самым драматичным в истории России. Трижды наша страна пережила колоссальные потрясения:


- социалистическую революцию, положившую начало небывалому социальному эксперименту;


- самую кровавую в истории войну, стоившую стране 27 миллионов жизней;


- демократическую революцию - перестройку и рыночные реформы, положившие конец тоталитарному режиму, рожденному в попытке осуществить коммунистическую утопию.
В этом веке страна знала высокие взлеты - победу в войне, создание ядерного оружия, достижения в космосе, положение второй сверхдержавы с огромной сферой влияния, способность в течение 40 лет поддерживать стратегический паритет едва ли не со всем остальным миром. Однако все это достигалось ценой мобилизации и предельного истощения всех национальных ресурсов, за счет ограничения интересов и потребностей жителей страны.


К концу века Россия оказалась в состоянии глубокого системного кризиса, страной с низкоэффективной экономикой, страной, выталкиваемой из мирового сообщества, страной, не имеющей устойчивой тенденции развития. Это является прямым результатом провала коммунистического эксперимента, итог 75ти-летнего существования мобилизационной экономики и тоталитарного государства. Нужно выводить страну из тупика, возвращать ее на путь развития мировой цивилизации.


Годы реформ



В 1992-1997 годах были осуществлены широкомасштабные рыночные реформы - либерализация экономики, включая внешнюю торговлю, конвертируемость рубля, массовая приватизация, финансовая стабилизация. Как бы ни противоречивы были эти процессы и их результаты, сколько бы споров они не вызывали, неоспоримый факт состоит в том, что в итоге на смену планово-распределительной экономической системе пришла рыночная экономика. Лучшее тому доказательство то, что товарный дефицит, этот родовой признак социализма, сменился насыщенным потребительским рынком.


Безусловно, само по себе это не означает прихода лучшей жизни для большинства населения, но его заботы стали другими: не "где достать", а "где заработать". Для экономики это означает появление, пусть поначалу в несовершенных формах, нормальных рыночных стимулов для производства и потребления, механизмов ее саморегулирования.
До начала реформ у страны не было будущего, хотя у людей были надежды. Сегодня надежд и иллюзий стало меньше, но будущее у нас теперь есть. Его можно и нужно делать своими руками, руками каждого, а не только требовать и ждать этого от власти.


Главный вклад в рыночные реформы внесли молодые либеральные экономисты, призванные в правительство президентом Б.Н.Ельциным. Опираясь на мировой опыт, они знали, что необходимые реформы вызовут, особенно в условиях России, тяжелые последствия, недовольство со стороны значительно части общества и сопротивление со стороны тех слоев, чьи интересы окажутся ущемленными. Однако для обеспечения будущего для нашей страны эти реформы были необходимыми, и, если можно упрекать реформаторов, то только в том, что эти реформы были не достаточно решительны и не всегда были доведены до логического конца.


Возможно, было допущено немало ошибок. Очевидно, пришлось идти на многочисленные компромиссы, поскольку реформаторам все время приходилось работать в правительстве в коалиции с представителями прежней партхозноменклатуры и лоббистами корыстных групповых интересов, принимавших реформы исключительно, как механизм сохранения себя у власти, по своему видевших их цели и методы проведения. Поэтому результаты реформ после 7 лет их проведения оказались далеко не столь убедительными, как хотелось бы. Еще больше оказался разрыв между реальностью и завышенными ожиданиями общества.
В результате проведенных реформ Россия получила экономику рыночную, но далеко не либеральную, и потому неэффективную. Структурные реформы оказались заторможенными, институциональные основы для устойчивого роста экономики не были созданы.



После кризиса



Естественным рубежом первого этапа рыночных реформ стал финансовый кризис 1998 года, когда многие достижения были поставлены под вопрос, когда многие политические силы задумались над вопросом "а не повернуть ли нам назад?"


Причины финансового кризиса хорошо известны: при проведении политики жесткого ограничения роста денежного предложения, позволившем сбить инфляцию и стабилизировать курс рубля, сохранились мягкие бюджетные ограничения, которые "преодолевались" за счет быстрого наращивания государственного долга. Можно говорить о неблагоприятной конъюнктуре мировых цен, о колоссальных диспропорциях, унаследованных от советской экономики, о крайне низкой конкурентоспособности российской промышленности, о неготовности людей и предприятий к работе в рыночных условиях, но понятно, что кризис 1998 года стал неизбежным следствием непоследовательной экономической политики, политики компромиссов, нацеленной, прежде всего, на снятие текущих напряжений и постоянно откладывающей решение стратегических задач структурной перестройки экономики.


В наибольшей степени кризис затронул финансовую систему России - негосударственный финансовый сектор, возникший за годы реформ буквально "из ничего", бывший одним из символов успеха реформ, в одночасье утратил существенную часть своего потенциала, и до сих пор перспективы его восстановления туманны. Наибольшую цену за преодоление кризиса и, значит, ошибок политиков заплатило российское население значительным снижением своего уровня жизни.


В то же время кризис избавил наше общество от многих иллюзий, и, самое главное, он показал, что:


- российская экономика с полным основанием может называться рыночной, так как ее реакция на резкое изменение ситуации после августа 1998 г. оказалась абсолютно адекватной - восстановление производства, сокращение импорта, повышение конкурентоспособности российских товаров, - и полностью соответствовала канонам экономической теории;


- позитивные тенденции, сложившиеся в экономике России еще до кризиса, в 1997 году, оказались не миражом, а реальностью. Для значительной части экономики кризис стал в конечном итоге только эпизодом; те предприятия, которые научились работать на рынках, обеспечили положительную динамику до кризиса, выдержали его, а после кризиса смогли воспользоваться теми преимуществами, которые дала девальвация рубля.


Прогноз



С начала 1999 года российская экономика демонстрирует позитивную динамику развития: выросло производство ВВП и промышленной продукции, инфляция оказалась намного меньше чем можно было ожидать, впервые после 1992 года отмечен рост частных инвестиций, в том числе в основной капитал, выросла доля денежных расчетов в экономике, несколько улучшилось положение дел в федеральном бюджете, сократились долги по зарплате бюджетников и по социальным выплатам.


Вместе с тем должно быть ясно, что для самоуспокоенности и безусловного оптимизма на будущее нет никаких оснований. Повышение мировых цен на основные товары российского экспорта явилось главным фактором существенного улучшения состояния платежного баланса и финансового положения экспортеров и, очевидно, такая ситуация не может сохраняться вечно; темпы роста промышленного производства в 1999 году впечатляют только по сравнению с кризисным 1998 годом, а по отношению к 1997 г. он составил всего 2,3%; реальный уровень доходов населения в течение 1999 года практически не вырос.


Это означает, что в своем нынешнем состоянии российская экономика будет медленно расти, но это не позволит стране решить стоящие перед ней проблемы. Инерционное развитие экономики России при достаточно благоприятном внешнем окружении в ближайшие 3-4 года:


1. будет обеспечивать позитивную динамику, но средние темпы роста ВВП не превысят 2-2,5% в год, что ниже прогнозируемых темпов роста мировой экономики и равносильно дальнейшему отставанию России. Низкие темпы экономического роста не позволят существенно повысить уровень жизни населения, а неизбежное затухание темпов роста сделает невозможным ускорение развития в последующие годы.


2. позволит сохранить существенное положительное внешнеторговое сальдо, даже при некотором снижении цен на нефть, но сохраняющийся высокоинтенсивный уход капитала из России не позволит использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для решения проблем модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. В результате ухудшение мировой конъюнктуру цен на сырьевые товары может поставить страну перед угрозой нового финансового кризиса.


3. не позволит преодолеть дефицитность бюджета, и, следовательно, тенденция наращивания государственного долга снова будет набирать силу. Уровень непроцентных расходов федерального бюджета не будет превышать 11-12% ВВП, что в реальном выражении равно 80% от уровня 1997 года. Стало быть, бюджетный кризис в эти годы не будет преодолен, социальная сфера будет "сидеть на голодном пайке", у государства не будет средств для реализации программ развития. Экономика окончательно лишится существенной части государственного спроса, что будет сдерживать возможности использования ее потенциала роста.


Очевидно, что такое развитие уместнее назвать депрессией, и этот сценарий нельзя признать удовлетворительным для нашей страны. Отсутствие в этот период острых проявлений накопленных экономических проблем может создать основу для самоуспокоения властей, но в последующие годы экономические угрозы неизбежно будут нарастать. Нерешительность власти и ее нежелание видеть и решать средне- и долгосрочные проблемы российской экономики может перевести страну в состояние перманентного кризиса, единственным и главным индикатором которого будет служить устойчивое снижение уровня жизни.


Сегодня от российских властей требуются масштабные, но реалистичные меры, которые устранили бы имеющиеся угрозы и активизировали экономический рост.



2. Основные угрозы



Технологическое отставание



В течение всего периода перестройки экономической структуры, начиная с 1990 года, в России происходил естественный в этих условиях процесс сокращения накопления и инвестиций ради поддержания уровня потребления. В итоге доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП возросла в 1999 году до 71,1% против 62,6% в 1991 году, а валового накопления снизилось до 17,1% против 37% в те же годы. Сейчас в России норма накопления ниже, чем во всех развитых странах и, тем более, чем в развивающихся странах, с которыми нашей стране объективно предстоит конкурировать на мировых рынках в ближайшие десятилетия.


Производственный аппарат страны устарел не только морально, но и физически. Если в 1970 г. средний возраст производственного оборудования в промышленности составлял менее 8,5 лет, то к концу 1998 г. он вырос в два раза. Степень износа основных фондов в промышленности за этот же период возросла с 25,7% до 53%. Конечно, сокращение инвестиций в какой-то мере отражало переход от расточительного советского инвестиционного режима в более рациональному, рыночному. Объективно, во многих отраслях обновление производственного потенциала не требовалось в силу исчезновения спроса на выпускаемую продукцию. Однако очевидно, что темпы обновления промышленного и технологического потенциала российской экономики резко замедлились, что привело к резкому снижению конкурентоспосбности российских товаров даже на внутреннем рынке, при полном отсутствии шансов занять устойчивые позиции на рынках других стран.



Экономический изоляционизм



Закрепление подобной ситуация станет неизбежным следствием затягивания и замедления экономических реформ и будет создавать нарастающую угрозу технологического отставания российской экономики и утраты накопленного научно-технического потенциала. Качество российских товаров, уже сегодня существенно уступающее требованиям мировых рынков, станет окончательно непривлекательным для потребителей, даже при активном использовании политики "дешевого рубля". Доля сырьевых товаров в структуре российского экспорта будет возрастать, и за нашей страной окончательно закрепится роль поставщика сырья и энергоресурсов. Надежды общества на то, что Россия сможет снова завоевать достойные позиции в ряду развитых индустриальных стран окажутся окончательно перечеркнутыми.


Переломить эту негативную тенденцию могут только масштабные и эффективные инвестиции. Однако сегодня Россия является страной непривлекательной в инвестиционном плане и для отечественного капитала, который интенсивно уходит работать в другие страны, и для капитала иностранного, который ощущает себя "униженным и оскорбленным" в России.
В результате происходящих в настоящее время процессов глобализации мировой экономики и интеграции производственного потенциала различных стран в единые технологические комплексы формируется каркас новой мировой экономической системы. Сохранение закрытости российской экономики, попытка найти особый путь экономического развития, сделать ставку исключительно на собственные силы может привести к тому, что российская экономика самоизолируется, окажется не вовлеченной в глобальные мировые процессы и останется "у обочины" на долгие годы.


Снижение уровня жизни



За последнее десятилетие в России сократилась средняя продолжительность жизни, происходит уменьшение численности населения страны, причем сейчас уже очевидно, что это связано не только с длинными демографическими волнами, но и уровнем развития экономики, с болезненными процессами трансформации, которые переживает страна. После финансового кризиса 1998 г. уровень жизни населения в целом снизился на 15-17%, если судить по таким показателям как реальные располагаемые доходы, потребление основных продуктов питания или розничный товарооборот. Таким образом, население заплатило за ошибки властей, за их нерешительность в проведении назревших преобразований в экономике.


Резко возросла дифференциация населения по доходам и материальной обеспеченности, сложившаяся структура распределения доходов населения, в которой 20% населения с наивысшими доходами получают 49,1% всех денежных доходов, характерна для стран с низким уровнем и темпами развития. Пока выгоды от рыночных реформ получило примерно 15-20% населения. Формирование среднего класса - социальной базы политической стабильности, дальнейших преобразований и развития, - было серьезно подорвано кризисом 1998 года.


Главной угрозой для нашего государства на ближайшие годы является опасность дальнейшего снижения уровня жизни населения, которая постоянно поддерживается опасениями всплесков инфляции, которые будут сохраняться до тех пор, пока не разрешен бюджетный кризис. В условиях неустойчивого бюджета у властей нередко будет возникать соблазн использования эмиссионных источников финансирования бюджетных расходов. А это неминуемо будет влечь за собой рост цен и падение курса рубля, которое в свою очередь будет вызывать удорожание импорта и давать новый импульс росту цен. Неизбежным следствием такой политики будет обесценение доходов и сбережений населения, которое в большей степени коснется людей с фиксированными доходам. Отсюда совсем недалеко до еще большего усиления дифференциации населения по доходам, разрастание и усугубление проблемы бедности, роста социальной и, как следствие, политической напряженности в обществе.


В среднесрочной перспективе, через 6-8 лет ситуация в России усугубится изменениями в демографической структуре населения, когда число иждевенцев, приходящихся на одного работающего, возрастет в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем.


У нашей страны есть определенный резерв - большие возможности роста производительности труда. Но его задействование, с одной стороны, сдерживается отсталостью технологического потенциала экономики, с другой сторогны, неизбежно будет сопряжено с немалыми трудностями, в том числе с необходимостью масштабного перемещения рабочей силы и временным увеличением структурной безработицы, с необходимостью вложения крупных ресурсов в поддержание, а затем в развитие человеческого капитала.


Место страны в современном мире все меньше определяется ее размерами и военной мощью, а все больше зависит от того, какой вклад экономика страны вносит в развитие мировой экономики, от уровня и качества жизни населения, от способности государства решать социальные задачи, стоящие перед обществом. В этой связи, угроза снижения уровня жизни населения России является самой острой и самой опасной для нашей страны, дальнейший прогресс которой может привести к невосполнимым потерям в уровне развития нашего общества.



Список угроз и проблем, стоящих перед нашей страной, перед ее экономикой на пороге нового тысячелетия, можно намного увеличить, но и этих трех, наиболее серьезных, достаточно, чтобы понять - Россия, чтобы справиться с ними, в ближайшие 8-10 лет должна осуществить решительные и целенаправленные преобразования, которые придали бы мощные импульсы развития российской экономике. Смена политического руководства страны, прекращение конфронтации между исполнительной и законодательной властями могут послужить достаточной основой для начала этого процесса. Для его развития российские власти должны сообщить этим преобразованиям должную энергию и последовательность.


Как это сделать - на этот вопрос и должна ответить национальная экономическая стратегия. Мы предлагаем свой вариант.



3. Цели, альтернативы, ограничения



Цели



Цели, которые ставит перед собой наш стратегический план, достаточно тривиальны:


· Добиться повышения уровня жизни до уровня среднеразвитых стран; сократить имущественную дифференциацию в обществе; стремиться к тому, чтобы средний класс, опора социальной стабильности и демократии, составлял большую часть населения и получал большую часть доходов.


· необходимо обеспечить средние темпы экономического роста, как минимум 4-5% ежегодно, т.е. примерно в полтора раза выше, чем в среднем в мировой экономике в течение 20-25 лет. Можно ставить и более амбициозные задачи - 7 или 10%, - но более высокие темпы развития экономики требуют более высокого уровня накопления и, стало быть, более жесткого ограничения потребления.


· Обеспечить формирование гражданского общества, правового государства, гарантирующего защиту основных прав и свобод человека. Тем самым создать условия для формирования и доминирования в российском обществе продуктивной системы ценностей, ориентирующей граждан на творческий поиск и предприимчивость, ответственность и требовательность прежде всего к себе; на терпимость и уважение к правам и мнениям других. Это принципиально важное условие для дальнейшего развития страны, для занятия ею достойного места в мире.


Успех российских реформ проявляется уже в том, что данные цели не вызывают практически никакого возражения и разделяются подавляющей частью российского общества. Основные дискуссии разворачиваются по вопросу о методах достижения этих целей.



Альтернативы



Накопленный опыт исторического развития России, устойчивая вера "в доброго царя" в способность государства решить все стоящие перед обществом проблемы постоянно толкают российское общественное сознание в сторону дирижистской альтернативы, основанной на активной роли государства в принятии экономических решений на всех уровнях.
Сторонники повышения роли государства считают, что методами активной промышленной политики, государственными инвестициями в основной и оборотный капитал, через пересмотр итогов приватизации и укрепление государственного сектора в экономике возможно стимулировать экономический рост. Этому же должен служить протекционизм во внешней торговле, выливающийся в ограничение конкуренции со стороны импортных товаров. Обеспечение повышение уровня жизни населения в этой концепции опирается на сохранение имеющейся системы социальных гарантий и льгот, на стимулирование спроса путем повышения уровня номинальных доходов населения и "восстановления утраченных сбережений" за счет бюджета..


Внутреннее противоречие этой концепции состоит в том, что для реализации всех этих замыслов собираемых в стране налогов не хватает. И неявно оно разрешается за счет смягчения бюджетных ограничений и использования эмиссионного финансирования бюджета и, стало быть, инфляции.


Нам очевидно, что дирижистская модель не в состоянии обеспечить экономический рост в России, она не дает ответ на основные угрозы, не учитывает реальных ограничений. Не менее очевидно и то, что любое увеличение регулирующих возможностей государства в России ведет к росту бюрократизма и коррупции. Попытка практической реализации подобной социальной и бюджетной политики со всей неизбежностью ведет к росту бедности и торможению экономического развития России.


Предлагаемая нами либеральная стратегия экономической политики не сулит мгновенных успехов, но, обеспечивая правовую стабильность и равенство условий конкуренции, отказываясь от повседневного государственного вмешательства в дела бизнеса и от намерения немедленно решить все социальные проблемы, она создает наилучшие условия для частной инициативы и предприимчивости и, стало быть, основу для экономического роста.


Для реализации либеральной экономической политики нужно сильное государство, эффективно выполняющее свои функции, но не государство, где решение любого вопроса зависит от бюрократа, где для начала любой предпринимательской деятельности нужно получить десятки, если не сотни лицензий, справок и разрешений. Задачи государства состоят в создании надежной системы защиты гражданина и его интересов, в четком определении "правил игры" и контроле за их соблюдением, но не во вмешательстве в повседневную жизнь и ежеминутном принятии решений, основанных исключительно на интересах чиновников. Задачи государства состоят в обеспечении единства правового и экономического пространства страны. Действенность государственной власти в этих сферах - действительно необходимое направление повышения роли государства, не препятствующее, а напротив, способствующее эффективному функционированию рыночной экономики.


Либеральная модель экономической политики не подразумевает устранения государства от решения социальных проблем, но политика государства в этой области приводить к разделению ответственности между государством, гражданами и бизнесом за решение накопленных проблем. Либеральная политика не обещает решить все проблемы за счет государства, но она обещает провести необходимые реформы в социальной сфере, которые, с одной стороны, позволят более эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, и, с другой стороны, не приведут к подавлению стимулов развития свободной рыночной экономики.


Либеральная модель экономической политики не сулит создания государства всеобщего благоденствия, но ее задачей является создание основы для резкого повышения эффективности российской экономики, для использования накопленного человеческого и научного потенциала, создание наилучших условий для реализации деловых возможностей жителей нашей страны.



Ограничения



Для реальной политики ключевое условие успеха - ясное понимание ограничений, с которыми придется считаться, решая стратегические задачи.


К числу наиболее существенных ограничений относится неустойчивость макроэкономической ситуации. Да, темпы инфляции снизились до 20% годовых, да, курс рубля снова стабилизировался, но главной предпосылкой этого стала исключительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Стоит ситуации на мировых рынках измениться и, видимое благополучие в российской экономике рассыплется, как карточный домик. Для успешного развития России нужна основательная макроэкономическая стабильность, которой страна не обрела в середине 90-х годов по причине слабости бюджетной политики.


Сегодня российские власти продолжают проводить политику дефицитного бюджета, то есть наращивания государственного долга. Еще хуже то, что в существенном объеме (более 3% ВВП) бюджет финансирует свои потребности за счет кредитов Центрального банка, то есть за счет взимания эмиссионного налога со всей экономики. Такая политика не может обеспечить нужной стабильности, наоборот, она закладывает основы будущей нестабильности.


Для выхода из кризиса России нужен профицитный бюджет, нужно чтобы за счет налогов финансировались не только все расходы бюджета, но и погашалась часть основного долга. Для достижения этой цели в нынешней ситуации нужно увеличить уровень налоговых доходов федерального бюджета более чем на треть. Единственной возможностью добиться этого является серьезная налоговая реформа.


Пока российский бюджет не будет приведен в равновесие, невозможно говорить не только о его использовании в качестве активного инструмента промышленной и социальной политики, но и о нормальном функционировании бюджетного сектора, включая органы государственного управления, системы обороны, образования, здравоохранения. Следует четко осознать, что любым разговорам о повышении расходов бюджета, о реализации тех или иных государственных программ должно предшествовать наполнение бюджета реальными финансовыми ресурсами.


Соблазн не считаться с этим ограничением, вера в возможность повысить уровень монетизации экономики и добиться опережающего роста денежной массы по сравнению с инфляцией за счет кредитов Центрального банка постоянно сохраняются у российских политиков. А это означает, что угроза инфляции, нового витка снижения уровня жизни и еще одной волны натурализации хозяйства будет висеть как дамоклов меч надо всеми планами модернизации российской экономики.


Второе ограничение - унаследованные от советской системы структурные деформации в экономике. Можно спорить о их масштабе и влиянии, но является фактом то, что 40% российских предприятий убыточны и отягощены колоссальными долгами. Однако их зачастую нельзя закрыть, прежде всего, по социальным соображениям - многие из них являются единственным источником рабочих мест в сотнях и тысячах российских городов, а низкая степень мобильности рабочей силы и практически отсутствие рынка жилья делает иллюзорными надежды на естественное решение этой проблемы. Это означает, что процесс преодоления этих деформацией потребует значительного времени и сил от российских властей, что данное ограничение будет тормозом будущего развития, отнимая немалую долю ресурсов на свое преодоление. Однако устранение этого ограничения, очевидно, должно стать одной из главных задач экономической стратегии на ближайшее десятилетие.


Третье ограничение - низкий уровень накопления. В долгосрочном плане есть устойчивая зависимость в экономике любой страны между уровнем инвестиций и темпами экономического роста. Для достижения желаемых темпов экономического роста уровень накопления в России необходимо повысить до 25-27%, тогда как сегодня он не превышает 17% ВВП. Очевидно, что при нынешнем низком уровне потребления повысить норму накопления исключительно тяжело, так как это потребует отказа от роста уровня потребления в реальном выражении. Более того, финансовый кризис 1998 года подорвал веру значительной части населения в стабильность банковской системы, что будет сдерживать повышение склонности к сбережениям. Ситуация дополнительно усугубляется сохраняющимся недоверием международного экономического сообщества к перспективам развития России, что резко ограничивает возможность привлечения внешних инвестиций и, напротив, стимулирует вывоз капитала из страны.


Четвертое ограничение - слабость государства, выражающаяся прежде всего в том, что институты государственной власти не в состоянии обеспечить исполнение законов, безопасности граждан, защиту прав собственности. Власть переплетена с бизнесом и либо исполняет волю "олигархов", либо ее представители сами занимаются бизнесом вопреки общественным интересам. То, что мы имеем сегодня это номенклатурный капитализм, капитализм для своих, который создает препятствия страны, сделать ее цивилизованной в современном смысле слова. Номенклатурный капитализм должен быть вытеснен свободной рыночной экономикой. Это главная задача либералов и демократов в предстоящий период.



Интеграция России в мировую экономику



Российские реформы привели к тому, что страна начала выходить из состояния экономической самоизоляции, в котором она находилась более 70 лет. Конечно, внешняя торговля на протяжении советского периода играла важную роль в экономических процессах, но структура советского и российского экспорта, в котором доминируют сырье и продукция первичной переработки, наглядно демонстрирует тот печальный факт, что наша экономика не вышла за рамки поставщика сырья на мировые рынки. Российские предприятия не смогли предложить мировому рынку качественную продукцию и не смогли встроиться в международное разделение труда.


Тем не менее, Россия уже стала часть мировой экономики. В 90-х годах вовлеченность ее в глобальные экономические процессы значительно возросла. Интеграция особенно высока на уровне частного бизнеса и населения. Степень зависимости экономики России от глобальных экономических процессов стала особенно очевидна в 1998 году, когда снижение мировых цен на нефть и азиатский финансовый кризис оказали непосредственное воздействие на экономические процессы внутри страны.


На уровне государственной политики интеграция России в мировую экономику носит своеобразный характер: государство практически полностью открыло экономику "на выход" (следует отметить, что после развала СССР иного выхода просто не оставалось - государственная граница практически не существовала), сохранив существенные ограничения "на вход". Это привело к тому, что капитал и мозги могут беспрепятственно уходить из страны, а их приток из экономики всего мира в Россию встречает многочисленные препятствия на законодательном уровне, блокируется бюрократическим произволом, отталкивается от всепроникающей коррупцией и слабостью государственных институтов.


Такое положение приводит к тому, что Россия не имеет возможности воспользоваться всеми плюсами глобализации, в полной мерой ощущая ее минусы. Российская экономика сталкивается с противодействием при выходе на мировые рынки, поскольку страна не участвует в работе важнейших мировых организаций, регулирующих международные экономические отношения. Не привлекая новейшие технологии, российские предприятия постепенно становятся неконкурентоспособными на внутреннем рынке, используя высокие импортные пошлины и низкий курс рубля, как единственную защиту, приобретая, таким образом, свое временное благополучие за счет снижения уровня жизни всего населения.
Такая политика еще больше стимулирует постоянно возникающие, исключительно опасные импульсы к изоляционизму и ксенофобии. Результатом этого стала обособленность России как государства на международной арене. У нашей страны нет явных противников, но нет и союзников. Позиции России в системе международного сотрудничества остаются неопределенными, ее интересы не защищены важнейшими многосторонними соглашениями.


Следует четко признать, что единственной возможностью обеспечить экономический подъем в нашей стране является активное вовлечение России в мирохозяйственные связи, привлечение капитала и технологий из развитых стран, включение российских компания в международные производственные цепочки. Ни одна экономика в современном мире не может опираться исключительно на собственные силы Для того, чтобы пользоваться достижениями мировой цивилизации нужно, чтобы российская экономика, помимо сырья, могла производить продукцию высокой степени переработки, научно-технологические разработки, востребованные мировым рынком. Промедление на пути интеграции России в глобальные экономические отношения может привести к тому, что накопленный в нашей стране потенциал устареет и окажется невостребованным, а все товарные ниши на мировых рынках окажутся заняты конкурентами из других стран. Такой сценарий развития событий может вернуть нашу страну к состоянию экономической самоизоляции и ограничить связи со всем остальным миром исключительно нефте- и газопроводами.



Основной замысел



Если в качестве основной принимается либеральная модель, то далее необходим ее преломление на конкретные задачи и условия предстоящего десятилетия.


1) Главная задача, которую надо решить в этот период, чтобы добиться требуемых темпов экономического роста и повышения благосостояния населения, это структурная перестройка экономики.


Напомним, что эта задача во всех правительственных программах с 1995 года ставилась как основная для П этапа реформ. Только до дела не дошло. Потребовался кризис 1998 года, чтобы процесс реструктуризации российских предприятий ускорился. Однако и сегодня сохраняются условия, позволяющие значительной части экономики оставаться неконкурентоспособной и реально убыточной, позволяющей ресурсы остальной экономики и препятствующей росту. Решение задачи состоит прежде всего в последовательном выравнивании условий конкуренции и прекращении явного и срытого субсидирования.


2) Конструктивная сторона структурной перестройки состоит в расширении рыночного сектора и повышении его эффективности. Для этого требуется масштабный приток инвестиций. В необходимых объемах могут быть привлечены только инвестиции частные, в том числе иностранные. А для этого нужен благоприятный инвестиционный климат. Причем для решения поставленных задач нужны крупные перемены, способные из нынешних отталкивающих условий сделать климат для инвестиций в Россию одним из самых благоприятных в мире. Это же будет и важнейший шаг на пути интеграции России в мировую экономику.


На предстоящие годы улучшение инвестиционного климата становится национальной задачей первостепенной важности. Только ее решение поставит модернизацию российской экономики на реальную почву. А для этого потребуются серьезные институциональные изменения, ведущие к созданию подлинно свободной рыночной экономики.


3) Третий важнейший компонент стратегической концепции - активная социальная политика в поддержку структурной перестройки. Замысел ее в том, чтобы наряду с комплексом реформ в социальной сфере, специальными социальными программами поддержать процессы реструктуризации предприятий, предполагающих высвобождение рабочей силы, ее переквалификацию, иногда переселение, создание условий новой занятости. Необходимость в этом демонстрирует пример реформирования угольной промышленности, где удалось закрыть более 100 шахт, сохранить занятость с 1,2 млн. до 400 тысяч, обеспечить рост производительности только благодаря тому, что по настоянию Мирового банка значительные средства были вложены в социальные инвестиции, а не в производственные. Подчеркнем, социальные инвестиции, решающие социальные проблемы, а не просто раздача пособий.


4) В свою очередь структурная перестройка и улучшение инвестиционного климата требуют укрепления институтов государственной власти, особенно судебных и правоохранительных, усиления борьбы с преступностью и коррупцией, бюрократическим произволом, а также совершенствования законодательства, в том числе конструкционного, обеспечения единства правового пространства страны. Действенность государственной власти в этой сфере - действительно необходимое направление повышения роли государства, не препятствующее, а напротив, способствующее эффективному функционированию рыночной экономики.


5) Бюджетно-налоговая политика в последние годы в период борьбы с инфляцией стояла в центре внимания. В предстоящий период по мере преодоления бюджетного кризиса она в каком-то смысле будет отступать на второй план, задавая скорей не цели, а ограничения в решении задач на указанных выше направлениях.


Однако, в первые два-три года приоритетной задачей будет восстановление доверия к России, что крайне важно и для улучшения инвестиционного климата. Поэтому в этот период потребуется выйти на сбалансированный бюджет, прежде всего за счет улучшения сбора налогов. Ограниченные заимствования можно использовать только для рефинансирования части дола и на нужды развития.