Закрыть окно 

28.11.2003

Третья Дума: зависимая и неэффективная


Третья Государственная дума стала потрясающей по своей яркости иллюстрацией взаимосвязи между несвободой и неэффективностью. Основные черты этой Думы – монополия одной политической группировки, к тому же управляемой бюрократией, и полное игнорирование интересов и критики меньшинства. Такое положение вещей привело к катастрофическому снижению качества законодательной работы. Систематически депутатам приходилось принимать поправки к законам, которые они сами же принимали. Причем на эти недоработки им указывали еще в процессе разработки законопроектов и общественное мнение, и парламентское меньшинство, не столь важно левое или правое. Но критика всегда игнорировалась, законы принимались под диктовку Кремля, а когда позже выяснялись их неприятные последствия, из того же Кремля приходили столь же некачественные поправки.

Скандальным примером подобной законотворческой деятельности стал Закон о гражданстве фантастически антироссийской направленности, предложенный самим президентом. Он был дружно поддержан Государственной думой, а потом раскритикован президентом же в его послании Федеральному собранию. Не менее скандальная ситуация сложилась с пресловутым страхованием гражданской ответственности. И опять же перед самыми выборами депутаты схватились за голову и начали срочно готовить поправки. Это только самые заметные случаи. За минувшие четыре года было огромное количество подобных ситуаций, на которые средства массовой информации и общество не обратили внимания.

Это, пожалуй, главная черта третьего созыва Государственной думы. Открытая и конкурентная процедура в парламенте технологична, поскольку должна способствовать сведению законодательных ошибок к минимуму. Когда же парламент превращается в некий бюрократический орган, то это автоматически повышает вероятность погрешностей в законах. Отсутствуют фильтры, отсутствует конкуренция, которая повышала бы качество предлагаемых и принимаемых законопроектов. У нас же за последние четыре года сложился следующий механизм: бюрократия создает некачественный закон, Дума его послушно одобряет, а потом, столкнувшись с последствиями своей работы, чиновники разрабатывают такие же некачественные поправки, которые депутаты принимают столь же послушно. Судя по всему, он будет действовать и в Государственной думе четвертого созыва.